Что такое корпоративная культура?
Многие руководители сталкивались с ситуацией, когда практически все сотрудники принимали решение покинуть отдел или компанию. Казалось бы, вы предоставили работникам хорошую зарплату, сформировали заманчивую систему мотивации, но стопка заявлений об уходе продолжает расти. В чем же дело? Все просто: с вашим приходом изменилась корпоративная культура. О том, что это такое и на чем может быть основана культура компании, мы и поговорим сегодня.
Корпоративная культура – это комплекс основных социальных норм и ценностей в трудовом коллективе. Этот термин включает в себя и принятую систему лидерства, и способы решения конфликтов, и положение каждого сотрудника в компании, и признанную символику и стиль одежды.
В первые годы работы компании корпоративная культура строится по схеме «делай как я». Новые сотрудники просто копируют поведение руководителя. Но время идет, фирма расширяется и связь руководителя с подчиненными начинает размываться. Появляются новые работники и генеральному директору сложно на личном примере демонстрировать правила поведения. В этот период и нужно задуматься о формализации корпоративной культуры.
Принципы формирования корпоративной культуры
Еще в первой половине XX века, американский социальный психолог Дуглас Мак-Грегор сформулировал два основных закона теории управления.
- Все люди по природе своей ленивы и неисполнительны. Значит, им нужен тотальный контроль и корпоративная культура должна строиться на фундаменте из кнутов и пряников.
- Человек разумное существо. Чтобы он раскрыл на работе все свои лучшие качества, следует обеспечить его максимально комфортными условиями.
Два этих принципа принято считать крайними полюсами, на которых и создается корпоративная культура компании.
При формировании корпоративных ценностей в первую очередь директору нужно учитывать род деятельности его фирмы:
- Работникам производственных и строительных организаций важна стабильность. Именно этот фактор становится ключом успеха, так как в производстве персонал должен быть ориентирован на процессы.
- На рынке услуг главной ценностью является отношение к людям. Важно, чтобы клиент влюблялся в компанию, для этого в коллективе должна править атмосфера творчества, взаимоуважения и инициативы.
- Для компании, работающей в условиях серьезной конкуренции, полезным будет объединение сотрудников против внешних угроз и формирование слаженной команды, трудящейся во имя общей цели.
Нередко для решения внутренних проблем компании и формирования корпоративной культуры в компанию приглашают сторонних консультантов. Но даже гениальный идеолог не сможет выстроить принципы работы без генерального директора. Посвятите время созданию принципов работы компании, сформулируйте базовые ценности и идеологию, и ваша команда со временем станет дружным сплоченным организмом.