Эффективная работа в команде – основы коммуникации
Целью взаимодействия любой команды, будь то создание маленького интернет-магазина или проектирование огромного бетонного завода, является эффективно работающая система и, как следствие, положительный результат. Но что делать, если у вас не получается договориться с коллегами и команда то и дело «рассыпается» как карточный домик?
Возможно, проблема кроется не в профессиональных качествах каждого из сотрудников, а в отсутствии коммуникации между участниками команды. Какими качествами и навыками должны обладать специалисты, чтобы вместе они могли оперативно и дружно решать задачи? Мы сформулировали 10 важных умений, которые всегда помогут руководителям наладить работу в коллективе.
-
Умение слушать
Даже если вы справедливо считаетесь лучшим специалистом компании, не забывайте выслушивать и своих подчиненных. Порой решение сложной проблемы может прийти неожиданно. Например, Менделееву приснилась легендарная таблица, а Вольтер обдумывал свои революционные идеи во время изготовления часов для Мадам де Помпадур. Мы никогда не знаем, откуда придет та или иная мысль, поэтому не стоит «сбрасывать со счетов» мнения других специалистов.
-
Способность формулировать четкие цели
Формулировка глобальных и конкретных целей важна не только для руководителя, но и для участников проекта. Грамотно распределяйте задачи, ставьте четкие дедлайны – так команда гораздо быстрее сориентируется и выполнит работу.
-
Способность убеждать
Постоянно развивайте умение грамотно объяснять свою точку зрения и теорию, чтобы к вам прислушивались даже самые консервативные коллеги. Ученые для этой цели проходят специальный курс под названием «Логика и теория аргументации». Поищите учебники по этому предмету, отработайте предложенные упражнения и методы, и вам не будет равных в умении аргументировать свои решения.
-
Готовность к сотрудничеству
Четкие планы, конкретные сроки, ясные задачи, определенная команда проекта – все эти факторы улучшают качество работы. Однако следует помнить тот факт, что человек – существо сугубо иррациональное, и быть готовым помогать коллегам в трудной ситуации. Без готовности каждого участника команды к сотрудничеству, достичь амбициозных целей будет очень сложно.
-
Взаимопонимание
Порой то, что кажется нам очевидным, совсем не ясно нашим коллегам. Не стоит стесняться задавать уточняющие вопросы, а также подходить к сотрудникам с дополнительными пожеланиями по работе.
-
Способность вдохновить участников
Задача увлечь команду новыми целями чаще всего стоит у лидера команды. Однако и рядовые специалисты могут быть вдохновителями новых идеи и начинаний, поэтому стоит тренировать ораторское мастерство и умение мыслить творчески.
-
Умение критиковать конструктивно и выслушивать критику
Все любят отмечать успехи и слушать похвалы. Однако рациональная критика поможет сотруднику под новым углом взглянуть на свою работу. Главное - не перегнуть палку и высказать все замечания корректно. Этот закон «работает» и в обратную сторону, поэтому вам также следует внимательно отнестись к конструктивной критике.
-
Способность к самоанализу и анализу результатов взаимодействия
Нет, не стоит превращаться в кантовскую «вещь в себе», однако оценка и анализ результатов проекта также важны, как и процесс его реализации. Обязательно стоит проанализировать свою эффективность и качество работы команды, чтобы в следующий раз многократно увеличить успехи и не допустить ошибок.
-
Общий стиль управления
Важно относиться к каждому сотруднику одинаково, а руководителю команды – придерживаться единого стиля управления. Только от вас зависит, каким лидером вы будете – авторитарным или демократичным, главное – быть справедливым по отношению к сотрудникам.
-
Уважение друг к другу
Что, по вашему мнению, способно убить командную работу? Ошибки? Опоздания? Может быть, сломанная техника? Нет, эффективную команду в первую очередь разрушает неуважение сотрудников друг к другу. Будьте вежливы, терпеливы и корректны, доверяйте коллегам, и вы обязательно покорите новые вершины вместе. Успехов!