Критика на работе. Как реагировать?
Недовольство начальства или старших коллег в адрес вашей работы заставляет переживать, чувствовать сомнения в себе как в специалисте, испытывать нежелание ходить на работу. В этой статье могла бы быть всего одна фраза: «Не принимайте все близко к сердцу», но этого недостаточно, чтобы критика приносила пользу, а не огорчения. Поэтому остановимся подробнее на том, как относиться к критическим высказываниям.
7 правил реакции на критику
«Критики легко избежать, если ничего не говорить, ничего не делать и быть ничем»
(Аристотель)
Естественная реакция в ситуации критики - обида, гнев на оппонента, ответные обвинения в его адрес, оправдания. Так работают защитные механизмы нашего подсознания, главное - не дать выход негативным эмоциям, оставить время подумать, прежде чем ответить «обидчику», и посмотреть на ситуацию с другой стороны.
1. Если какой-то результат вашей работы (проект, презентацию, отчет) критикуют, это не значит, что критикуют качество вашей работы в целом или лично вас.
2. Критика не всегда направлена на то, чтобы уронить ваше достоинство или обидеть. Она может стать помощником, который укажет на слабые стороны проекта, что позволит улучшить его. Принимайте критику с благодарностью и используйте с пользой для себя.
3. Иногда стоит попросить детализировать критику. Прежде всего, поблагодарите оппонента за его внимание к вашей работе и замечания. Затем стоит убедиться, что вы его правильно поняли, уточнив аспекты критики. Так вы покажете человеку, что вы уважаете его мнение и заинтересованы в том, чтобы улучшить качество работы.
4. В процессе выслушивания чьей-то критики старайтесь сосредоточиться только на этом, а не придумывать после первых же слов, что ответить и как защититься, и тем более не начинать оправдываться, перебивая говорящего.
5. Убедитесь, что критика соответствует своему предмету. Возможно, у оппонента сложилось искаженное представление реальности, которое он и подверг критике.
6. Избавьтесь от убеждения, что вы должны быть идеальным. Если бы все люди идеально выполняли свою работу, не было бы необходимости в коллективном труде, совещаниях и обмене мнениями. Учитесь спокойно принимать несовершенство этого мира и свое собственное.
7. Не спорьте, а прислушивайтесь. Если у кого-то после ознакомления с вашей работой сложилось негативное впечатление, то это впечатление такое, какое оно есть, и, скорее всего, это не просто так. И если вы делаете работу для людей, а не для того, чтобы наслаждаться ею самому, то имеет смысл прислушаться к их мнению.